Новости

Играм выставили счет

Цифровые дистрибьюторские платформы, такие как Steam и itch.io, столкнулись с необходимостью ужесточить политику в отношении игрового контента для взрослых. Это решение, вызвавшее значительный резонанс в игровом сообществе, было продиктовано давлением со стороны платежных систем и банков. В результате на платформах были удалены сотни игр, а правила публикации изменены, что создало новую, более строгую среду для разработчиков.

Сложившаяся ситуация ставит перед индустрией несколько ключевых вопросов. Каковы причины этих изменений? Каким образом платежные системы влияют на политику дистрибьюторов? И как разработчикам адаптироваться к новым условиям публикации?

Хронология событий

Катализатором изменений послужила кампания австралийской общественной группы Collective Shout, выступающей против «порнофикации культуры». В апреле группа добилась геоблокировки в Австралии игры No Mercy, содержащей сцены инцеста и изнасилования. После этого активисты расширили свою деятельность, нацелившись на сотни других игр на Steam и itch.io с аналогичной тематикой. Поскольку, по словам представителей группы, платформа Steam не отреагировала на их обращения, они направили свои претензии напрямую к платежным процессорам.

Эта мера оказалась эффективной. Вскоре Steam начал удалять игры, которые, по его мнению, нарушали стандарты платежных систем. В заявлении для издания Rock Paper Shotgun платформа представила это как вынужденный компромисс: «Мы прекращаем продажу этих игр в Steam, поскольку потеря платежных методов помешает клиентам приобретать другие игры и контент».

Через неделю платформа itch.io деиндексировала все NSFW-игры (Not Safe For Work), сделав их недоступными через поиск. Основатель itch.io Лиф Коркоран объяснил это решение кампанией Collective Shout и последующим давлением со стороны платежных партнеров. «Возможность обрабатывать платежи критически важна для каждого автора на нашей платформе, — заявил он. — Чтобы обеспечить дальнейшую работу и сохранить торговую площадку для всех разработчиков, мы должны в приоритетном порядке поддерживать отношения с нашими платежными партнерами и предпринимать немедленные шаги для соответствия их требованиям».

Коркоран охарактеризовал деиндексацию как временную меру на период аудита всего контента. По его итогам будет определено, какие игры будут удалены окончательно, а какие останутся доступны в соответствии с новыми правилами. В настоящее время itch.io использует для расчетов Stripe и PayPal и ведет поиск партнеров, более лояльных к размещаемому контенту.

Причины давления со стороны платежных систем

Платежные системы рассматривают определенные категории товаров и услуг как высокорисковые. «В сегменте контента для взрослых наблюдается непропорционально высокое количество случаев мошенничества, возвратных платежей (chargebacks) и споров, — поясняет Гиль Тов-Ли, директор по маркетингу Appcharge, платежной платформы для издателей мобильных игр. — Любой сбой в процессе транзакции влечет за собой издержки. Необходимость обрабатывать споры требует операционных расходов».

Именно эти нежелательные расходы и репутационные риски являются причиной того, что крупные платежные операторы, такие как Mastercard, избегают работы с индустрией контента для взрослых. Кампания Collective Shout, вероятно, привлекла внимание процессоров к уровню операционных и репутационных рисков, о которых они ранее не подозревали.

По мнению Тов-Ли, платежные системы должны выполнять исключительно утилитарную функцию и не должны заниматься моральной оценкой контента, подобно поставщикам электроэнергии. «Открывая этот ящик Пандоры, вы теряете беспристрастность, — говорит он. — Сегодня это игры про инцест, а завтра другая лоббистская группа может оказать давление на игры с ЛГБТ-тематикой* в определенных странах».

Тем не менее, если платежные системы настаивают, дистрибьюторские платформы вынуждены подчиняться. При возникновении опасений по поводу мошенничества компания-эмитент кредитной карты может перевести веб-сайт на специальный режим оценки, увеличив свою комиссию на этот период. Если результаты оценки окажутся неудовлетворительными, процессор может полностью разорвать отношения с платформой. Хотя такой исход маловероятен для крупных игроков вроде Steam, сам факт наличия такой возможности является мощным рычагом давления. «В индустрии платежей к Mastercard, Visa и PayPal относятся как к регуляторам. Их слово — закон», — заключает Тов-Ли.

Несмотря на значительное влияние и рыночную силу Steam, платформа уступила внешнему давлению. В свою очередь, представители itch.io отмечают, что, будучи небольшой компанией по размеру команды и объему транзакций, они имеют «ограниченные возможности для сопротивления».

Последствия для разработчиков

Новые правила и массовые удаления игр создали атмосферу неопределенности, особенно в секторе независимых разработчиков, которые часто затрагивают сложные и неоднозначные темы. Отсутствие четких и конкретных инструкций от Steam и itch.io относительно допустимого контента может привести к «охлаждающему эффекту»: разработчики будут отказываться от потенциально спорных проектов еще на стадии идеи, опасаясь их коммерческой несостоятельности.

«Публикация расплывчатого правила против „определенных видов контента для взрослых“ оставляет каждого разработчика потенциально противоречивой игры в неведении», — написала гейм-дизайнер Наоми Кларк.

Платформа itch.io в ответ обновила раздел FAQ, опубликовав «неисчерпывающий список запрещенных тем, основанный на требованиях сетей карточных платежей». В него вошли: контент, связанный с отсутствием согласия; тематика несовершеннолетних; инцест; зоофилия; изнасилование или принуждение; торговля людьми в сексуальных целях. Новые правила, по-видимому, не учитывают контекст или цели произведения. Таким образом, игра, исследующая проблему торговли людьми с целью повышения осведомленности, может быть удалена наравне с эксплуатационным контентом на ту же тему.

Масштаб удалений усилил опасения, что новые ограничения нанесут ущерб художественному самовыражению в игровой индустрии. Среди затронутых проектов оказались Consume Me — автобиографическая RPG о диетах и расстройствах пищевого поведения, получившая главный приз на Independent Games Festival, а также работы Роберта Янга, известного своими проектами, исследующими гей-культуру*.

Янг отмечает, что многие его игры уже были помечены как «контент для взрослых», и он считает это разумной модерацией. Однако нынешние события вызывают у него беспокойство за будущее: «ЛГБТ-разработчики* и фанаты теряют платформы и сообщества, которые мы помогали строить. Это приведет к сокращению репрезентации ЛГБТ* в играх и уменьшению числа ЛГБТ-людей*, работающих в индустрии. Я обеспокоен тем, что консервативные активисты, стоящие за этими ограничениями, не остановятся, пока полностью не сотрут ЛГБТ-людей* из игр, интернета и всей общественной жизни».

*Международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории России
Аналитика Индустрия Бизнес Экономика
Made on
Tilda